Решения для слабослышащих
Получение звуковой информации (речевой, оповещение о ЧС и ГО, фонограмм, объявлений) для глухих и слабослышащих граждан является главной проблемой. При посещении публичных мест люди с слуховыми аппаратами испытывают дискомфорт, связанный с неразборчивостью звуковой информации. Возникает необходимость оснащения ряда зон здания устройствами, передающими аудиоинформацию с микрофона прямо на слуховой аппарат посетителя — информационными индукционными системами для слабослышащих (индукционными петлями).
1. ИНДУКЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
При необходимости оповещения людей с ослабленным слухом в общественных местах используются устройства, называемые индукционная петля. Индукционная петля — система, позволяющая передавать без шумовых помех окружающей среды звуковые сигналы (голос собеседника, музыка, информационные сообщения) непосредственно на слуховое устройство людей с ослабленным слухом. Эти системы отличаются площадью, на которую сигнал может транслироваться.
Самая небольшая система, имеющая радиус действия до 5 м — переносная, которую можно использовать в любом месте и которая не требует специальной установки и дополнительного оборудованного места. Как правило состоит из микрофона и переносной индукционной панели. Область применения: на столах и в окнах приема посетителей, на кассах, стойках регистрации, в кабинете специалиста, других местах взаимодействия сотрудника со слабослышащим посетителем. Основные преимущества переносных систем: эргономичный дизайн, позволяющий удобно размещать устройство, не занимая много места; мобильность; легкая интеграция в электронные переговорные системы. Подходит для: «социальных объектов».
Более мощные передатчики с зоной охвата от 50 до 1000 кв.м. используются в концертных залах, кинотеатрах, театрах, школах, лекториях, спортивных залах, переговорных, офисах, а также аэровокзалах, железнодорожных вокзалах и других объектах широкого доступа. Эти устройства уже стационарные, которые состоят из самой петли и систем усиления звука. Усилители индукционных петель являются вспомогательными средствами, специально разработанными для облегчения слухового восприятия пользователями слуховых аппаратов в помещениях с высоким уровня шума. Основные преимущества стационарных индукционных систем: охват значительной площади без применения дополнительного оборудования; незаметность в интерьере; отсутствие необходимости специального технического обслуживания. Подходит для: «образовательных учреждений», «проведения массовых мероприятий», «социальных объектов».
2. СРЕДСТВА ВИЗУАЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ
Инвалиды часто страдают от отсутствия информации. При подъезде к зданию здоровый человек может выйти из машины, спросить все, что нужно в течение нескольких секунд. Для инвалидов это представляет значительные трудности. Люди с пониженным слухом или с проблемами с речью нуждаются в хороших указателях. Для таких целей служат информационные терминалы, специально адаптированные для людей с инвалидностью, бегущие строки и информационные знаки. Данные средства разработаны в целях создания благоприятных условий для инвалидов, в том числе и по слуху.
Для обеспечения благоприятных условий для слабослышащих людей в учреждениях необходимо предусматривать дублирование звуковой информации визуальной и текстовой информацией. Для этого возникает необходимость предусмотреть знаковые средства отображения информации (знаки доступности, мнемосхемы, обозначения помещений), с помощью которых инвалиды получают информацию о доступности объектов среды жизнедеятельности. Кроме того, при наличии знаковых обозначений слабослышащим людям легче самостоятельно ориентироваться в помещении, так как выяснение необходимой информации посредством коммуникации для них представляет определенные сложности. Подходят для: «образовательных учреждений», «проведения массовых мероприятий», «социальных объектов».
Донести информацию до слабослышащих людей возможно посредством специального электронного табло – бегущей строки. Бегущие строки позволяют людям с нарушениями слуха оперативно получать информацию визуальным способом (например, изменение часов работы, порядка работы учреждения или отдельных специалистов, анонс важной информации). Данные электронные устройства предназначены для вывода текстовой информации. Широко применяются на вокзалах, в аэропортах, кинотеатрах, АЗС, различных учреждениях в качестве информаторов для людей с ограниченной функцией слуха. Подходят для: «образовательных учреждений», «проведения массовых мероприятий», «социальных объектов».
Максимальную информационную поддержку как для обычных посетителей, так и для посетителей с особенностями здоровья обеспечивает информационный терминал. Назначение терминала — информация об учреждении, часы работы, графики приема посетителей, списки сотрудников, телефонные справочники, новости и анонсы мероприятий, расписания занятий, любые разделы и блоки, включающие в себя текстовую информацию, изображения, видео. А терминалы, оснащенные индукционной петлей, позволят слабослышащим людям получать также и звуковую информацию прямо на их слуховой аппарат или через наушники. Программное обеспечение позволяет с легкостью создаваться новые разделы, размещать и обновлять необходимую информацию. Подходят для: «образовательных учреждений», «социальных объектов».
3. СИСТЕМЫ БЕСПРОВОДНОЙ СВЯЗИ
Наиболее некомфортные условия для слабослышащих людей создаются в сложных ситуациях слушания, когда необходимо разобрать речь в шумной обстановке, на массовых мероприятиях, в условиях большого скопления людей и.т.д. Окружающий шум, дистанция до говорящего человека и эхо являются основными помехами, мешающими плохослышащим получать необходимую речевую информацию. Несмотря на то, что современные слуховые аппараты значительно улучшают качество звучания и четкость речевого сигнала, они не могут сделать его идеально разборчивым. Существует огромная разница между тем, чтобы слышать речь (слышимость) и тем, чтобы понимать ее (разборчивость). Лучшим средством для развития навыков слушания, дополнительно к слуховым аппаратам, являются звукоусиливающие системы, использующие беспроводную технологию передачи звука (FM-системы). Передавая речь прямо в ухо, они помогают устранить негативное влияние шумового окружения. Звуковой сигнал поступает в микрофон передатчика, который находится у говорящего, а затем, посредством безопасных радиоволн, передается на приемник слушателя. На сегодняшний день технологии беспроводной передачи звука являются самым эффективным средством для улучшения разборчивости речи в сложных акустических ситуациях. Подходят для: «образовательных учреждений», «проведения массовых мероприятий», «социальных объектов».
4. РЕШЕНИЕ ДЛЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
FM-системы великолепно подходят для проведения занятий в виде радиокласса. Человек в слуховом аппарате уверенно слышит лектора на расстоянии не более 1-2 метров, причем последний не должен менять расстояние и не должен отворачиваться от человека в слуховом аппарате. Кроме этого при коллективных занятиях всегда присутствуют различные фоновые шумы и посторонние звуки, которые слуховой аппарат не может «отсечь» с такой же эффективностью, как ухо нормально слышащего человека. Этот фактор еще больше усложняет условия для восприятия и понимания речи человеком в слуховом аппарате. Радиокласс практически полностью снимает указанные ограничения путем создания специального звукового канала связи, защищенного от всех шумов и помех. Кроме этого радиокласс обеспечивает полную свободу перемещения, что является основой для полноценного восприятия слабослышащими людьми окружающего мира. У каждого пользователя с нарушенным слухом есть свой микрофон, подключенный к поясному пульту, в котором находится специализированный звукоусилитель, передающий глубокий и качественный звук от микрофона говорящего в слуховой аппарат или, в случае необходимости, в наушники (в том числе мощные). Лектор, используя радиомикрофон, может свободно перемещаться в помещении. Такая организация процесса групповых занятий идеально подходит для неспециализированных образовательных учреждений, в которых в одной группе могут находиться как обычные ученики, так и слабослышащие. Кроме того, мобильность радиокласса позволяет использовать его для проведения экскурсий, лекций, мероприятий, на которых необходимо присутствие ведущего для небольших групп. Подходят для: «образовательных учреждений», «социальных объектов».
Для проведения специализированных образовательных мероприятий по реабилитации людей с нарушенным слухом производится более мощное и адаптированное оборудование, как, например, аудиокласс. В отличие от радиокласса аудиокласс представляет собой проводную звукоусиливающую аппаратуру коллективного пользования, которая позволяет помимо всего прочего вести двустороннюю связь между учеником и преподавателем. Применяется при коррекционной работе с детьми, имеющими различную конфигурацию аудиометрической кривой и степень снижения слуха, так как имеет регулировки для индивидуальной настройки по тембру и интенсивности звука для каждого уха, что позволяет настроить каждое рабочее место ученика под индивидуальные особенности слуха с учетом данных аудиограммы. Подходят для: «образовательных учреждений», «социальных объектов».
На основе аудиоклассов используются и речевые тренажеры, которые помогают слабослышащим и людям с нарушениями функции речи построить воспроизведение предложений и слов. Устройства предназначаются для каждодневного использования людьми с нарушенным слухом. Тренажер способен улучшить восприятие речи на слух и дать возможность общаться. Подходят для: «образовательных учреждений», «социальных объектов».
Что касается более масштабных мероприятий, таких как концерты, праздники, массовые мероприятия на открытом воздухе – более подходящим вариантом решения для них является использование акустических систем (систем свободного звукового поля). Они предназначены для проведения мероприятий, на которых присутствуют как пользователи слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов, так и посетители без нарушений слуха. Динамики аудиоколонок мягко усиливают звук и равномерно распространяют его, в то же время позволяет передавать голос выступающего непосредственно на слуховой аппарат, кохлеарный имплант или наушники с помощью FM-передатчика и индивидуальных FM-приемников. Подходят для: «образовательных учреждений», «проведения массовых мероприятий», «социальных объектов».