Решения для слабовидящих
Основная проблема незрячих – это неполное восприятие окружающей среды. А для того, чтобы самостоятельно передвигаться по объектам социальной инфраструктуры, использовать общественный транспорт в современных условиях необходимо иметь представление об окружающей обстановке. Невидящему человеку очень сложно сориентировать в пространстве, поэтому ему необходимо иметь другой источник информации звуковой или тактильный. Из-за отсутствия доступной среды люди с нарушением зрения подвержены серьѐзной опасности. Однако если оснастить общественные места, транспорт, дороги средствами социально-средовой адаптации, то можно избежать опасностей, с которыми каждый день сталкивается незрячий. Имея информацию о местоположении незрячий при помощи наземных тактильных указателей, светофоров со звукофонами, табличек по Брайлю человек с нарушением зрения может легко сориентироваться в пространстве. Для незрячих и слабовидящих граждан «безбарьерная» среда – это не только специальные средства социально-средовой адаптации, но всем известные приспособления, необходимые всем категориям населения (бордюры, тротуары, лестницы, поручни). Одно из преимуществ «безбарьерной» среды для инвалидов по зрению то, что это недорогой и доступный процесс, в отличие, от среды, необходимой людям, передвигающимся с помощью инвалидной коляски. Она не требует серьѐзных изменений (перестройка зданий, строительство пандусов), а включает реконструкцию некоторых элементов среды, полезную не только незрячим, но и всем людям (бордюры, поручни, ступеньки), и лишь незначительные добавления (тактильные указатели, контрастные линии, подписи рельефно-точечным шрифтом).
1. ОБОЗНАЧЕНИЕ ПУТЕЙ СЛЕДОВАНИЯ
Необходимым средством социально-средовой адаптации для незрячих и слабовидящих граждан являются так называемые наземные тактильные указатели, если они покрывают тротуары и пешеходы, а также напольные тактильные указатели, если они покрывают полы внутри здания. Такие тактильные указатели помогают незрячим ориентироваться в пространстве. Например, если перед пешеходным переходом, лестницей, столбом и другими препятствиями установить тактильные плитки, то незрячий при помощи трости или стопами ног, ощущая фактурное покрытие дорожек, может избежать столкновений и опасные участки.
Для тех же целей служит и контрастная маркировка. Контрастная маркировка позволяет слабовидящим людям получать информацию о наличии препятствия (контрастные круги на дверях, контрастные полосы на ступенях, и пр.). Как правило маркировка выполняется в желтом цвете, потому что для людей с большой потерей зрения желтый – последний цвет спектра, который они могут различать. Поэтому на стеклянные двери и витрины наклеивают жёлтые круги, а на первую и последнюю ступень лестницы каждого лестничного марша — желтая полоса. Кроме того, контрастной маркировкой обозначаются габариты входной группы, начало и окончание перильных ограждений и другие объекты, которые могут представлять опасность для незрячего человека.
Для многих слабовидящих людей оценка окружающих условий представляет серьезные трудности. Даже люди с хорошим зрением не всегда могут корректно оценить состояние поверхности, на которую они наступают, а для инвалидов по зрению скользкие и загрязненные поверхности представляют опасность для здоровья. Поэтому очень важно оборудовать социальные объекты противоскользящими покрытиями. Они устанавливаются на скользких поверхностях, прилегающей территории, внутри здания. Позволяют формировать ковры различной модификации, противоскользящие наклейки.
Современные методы информирования незрячих людей включают также и навигационные системы для обозначения путей следования. Навигационная система предназначена для ориентации слабовидящих и слепых людей внутри учреждений и на улице. Она состоит из индивидуальных навигационных браслетов-активаторов, а также рассредоточенных по зданию или территории сети громкоговорителей с функцией записи и воспроизведения любых звуковых сообщений (на развилках, у лифтов, лестниц, возле кабинетов, залов, туалетов). При попадании посетителя с браслетом в зону действия громкоговорителя происходит вибрация браслета. Это значит, что посетитель имеет возможность нажать одну из трех кнопок браслета и инициировать воспроизведение одного из трех предварительно записанных сообщений (как правило, записывается информация о местонахождении посетителя, возможностях его дальнейших действий, препятствиях на пути следования). Подходят для: «образовательных учреждений», «проведения массовых мероприятий», «социальных объектов».
2. СИСТЕМА СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ
Система информационных знаков и указателей будет считаться эффективной, если человек с нарушением зрения сможет воспользоваться услугами здания или сооружения без необходимости прибегать к чужой помощи
Для обеспечения комфортной среды пребывания незрячих людей в каком-либо заведении, используются специальные тактильные таблички для инвалидов. Это довольно объемные дощечки, на поверхность которых нанесена информация, необходимая для лучшей ориентации человека в помещении. Тактильно-визуальные знаки доступности являются недорогим решением для создания доступной среды для всех категорий инвалидов и маломобильных групп населения. Тактильные таблички для слепых выполняют информационную, предупреждающую или указательную функцию. Тактильными они называются по причине того, что объемное изображение, которое выступает на поверхности, можно прочесть легко прикасаясь. Надпись чаще всего дублируется шрифтом Брайля, чтобы незрячие люди могли получить необходимую информацию в наиболее удобном формате.
Для более комфортной ориентации в пространстве незрячим будет удобно пользоваться тактильной мнемосхемой, которая представляет собой схему помещения с нанесенными на них путями следования для инвалидов и обозначением доступных помещений. Они устанавливаются, как правило, перед отдельными зонами или помещениями учреждениями, где у посетителей могут возникнуть трудности с ориентированием.
Информационные табло на входе в здание и таблички с названиями будут понятны всем посетителям, если информация на них – название, часы работы – будет нанесена тактильным способом и продублирована шрифтом Брайля.
Современные технические решения позволяют создать во входной зоне любого учреждения условия для доступности важной информации об учреждении в универсальном формате за счет установки информационных терминалов, выполненных с учетом особенностей слабовидящих людей. Специальное программное обеспечение позволяет отображать информацию в контрастном режиме, использовать экранную лупу, увеличение размера шрифта, режим приближения/удаления, дублирование текстовой информации звуковым сообщением. Подходят для: «образовательных учреждений», «проведения массовых мероприятий», «социальных объектов».
Более упрощенная, но не менее эффективная организация донесения необходимой информации об окружающем пространстве для слабовидящих людей возможна посредством использования звуковых информаторов и бегущих строк со звуковым дублированием текста. Звуковые маяки воспроизводят аудиосообщения, которые помогают им ориентироваться. Несколько звуковых маяков могут быть подключены к системе громкой связи и выполнять двойную функцию (служить в качестве динамиков). Бегущие строки служат для предоставления важной информации об объекте. Бегущие строки для людей с ограниченными возможностями предусматривают дублирование текста звуковой информацией.
3. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Во многих зонах учреждений (например, в кабинетах индивидуального приема посетителей) требуется наличие оборудования, обеспечивающего возможность слабовидящим посетителям обращаться с печатными и рукописными документами.
Стационарные видеоувеличители предназначены для работы с мелкими деталями, просмотра текстов в увеличенном виде (до 170 крат) и даже их прослушивания. Современные технологии и эргономичный дизайн, совместимость с ПК, программами экранного доступа и устройствами ввода/вывода информации шрифтом Брайля позволяют сформировать комфортное рабочее или учебное пространство для человека с нарушенным зрением. Подходят для: «образовательных учреждений», «социальных объектов».
Переносные устройства для людей с нарушением зрения – портативные видеоувеличители – небольшие и удобные в обращении. Благодаря разрешению высокой степени, широкому диапазону кратности увеличения, возможности выбора контрастности и яркости, а также антибликовой технологии позволяют комфортно распознавать даже мелкий шрифт при оформлении документов, чтении квитанций и чеков, газет и журналов. Подходят для: «образовательных учреждений», «социальных объектов».
Многофункциональные устройства для преобразования текста с компьютера, планшета или смартфона в шрифт Брайля (дисплеи Брайля) позволяют людям с нарушением зрения вводить и считывать информацию с помощью брайлевских символов. Технологии, применяемые в дисплеях Брайля, совместимы с большинством программ экранного доступа и сочетаются с основными операционными системами. Подходят для: «образовательных учреждений», «социальных объектов».
В школах, библиотеках, других учреждениях, где работают и обучаются незрячие люди, а также в домашних условиях применяются специализированные программные пакеты для работы с персональным компьютером. Программы экранного доступа с функцией экранного увеличения, поддержкой речевого воспроизведения информации, возможностью ввода/вывода текста посредством шрифта Брайля дают возможность самостоятельного изучения работы на компьютере, получения доступа к компьютерным программам, электронной почте и интернету. Подходят для: «образовательных учреждений», «социальных объектов».
4. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
В системе инклюзивного образования возможно обучение слабовидящих учащихся с разной степенью потери зрения вплоть до полной потери при использовании разных технических средств и методик вовлечения учащегося в учебный процесс. Учащиеся с очень сильной или полной потерей зрения нуждаются в специальных пособиях, письменных принадлежностях для незрячих людей, а также в технических средствах, которые помогают воспринимать информацию с помощью других органов чувств
Компьютерный комплекс для учащегося с инвалидностью по зрению, обеспечивает возможность работы учащегося с графической, текстовой и печатной информацией (например, учебные материалы, пособия). Комплекс предоставляет учащемуся возможности увеличения; оптимального уровеня контрастности и яркости документа; распознавания и чтения текста. Комплекс включает в себя: ПК, видеоувеличитель, программное обеспечение экранного доступа.
Дополнительно может комплектоваться синтезатором речи, 3D принтером шрифтов Брайля, читающими устройствами для учащихся с сильной или полной потерей зрения.
Специальные пособия предназначены для занятий со слабовидящими или незрячими детьми по общеобразовательным предметам в школе, для занятий с дошкольниками в детском саду. Вся информация дублируется шрифтом Брайля. Пособия составляются в полном соответствии со стандартными школьными программами. Письменные принадлежности для письма по Брайлю предназначены для использования на уроках в школах для незрячих и слабовидящих детей, а также дома для закрепления полученных навыков. Подходят для: «образовательных учреждений».